Парня в горы тяни, рискни!
12 июля 2020 года свершилось восхождение на гору Туманную (хребет Большой Воробей), в котором в группе спортсменов из туристического клуба «Норбик» был человек в инвалидной коляске Артем Моисеенко!
За изобретение этой специальной коляски екатеринбуржец Анатолий Вязовцев получил национальную премию имени Юрия Сенкевича. А сама «горная коляска» после такого впечатляющего тест-драйва будет ждать следующего восхождения смельчаков в Общественной организации инвалидов-спинальников «Ковчег» из Владивостока.
О том, как проходило покорение горы Туманной и о сложностях и красотах дороги к вершине расскажет сам Артем Моисеенко.
– Как прошло ваше восхождение?
– Этот подъем был очень сложным, нужно было быть очень подготовленным и физически, и психологически. Мы поднимались в гору по крайне сложной дороге на специально подготовленном для этого джипе. А на обычном джипе было бы невозможно заехать – только на больших высоких колесах и с опытным водителем. И то в некоторых местах мы чуть не переворачивались!
Мы проехали примерно 11 километров по дороге, которая была полна всяких сюрпризов: рытвины, ямы, валуны, и порой на некоторых участках воды было по самые двери даже с учетом того, что посадка у машины была очень высокой. И Чертов мост мы проезжали, где полколеса висело над пропастью глубиной 500 метров.

– Это страшно?
– Было очень страшно, не передать словами! Были участки дороги, где лежали огромные валуны, между которыми мы протискивались на джипе. И были участки, где мы на большой скорости залетали, а если бы ехали чуть медленнее или притормозили, то могли бы свалиться в пропасть. Одно это вызвало такие непередаваемые эмоции!
Страшно! Чуть не вываливаешься из машины, все, что лежало у водителя на передней панели, по-отваливалось, меня мотало по салону из стороны в сторону. Коллапс такой, что ой-ой-ой!
Читайте тажке: Артем Моисеенко: подготовка к восхождению на гору Туманную
– А когда начался ваш пеший маршрут?
– Мы приехали на точку сбора и около 45 минут ждали остальную группу. Поскольку в машине ехали лишь я с мамой и горная коляска, остальные шли пешком. На точке сбора мы отдохнули, поели, собрали коляску. Потом потестили ее, прицепили ремни, меня посадили и привязали. Я думал, до вершины осталось немного, как мне ребята изначально говорили, всего 500 метров. Сейчас мы поднимемся, сфотографируемся, все отлично будет.
Но не тут-то было! Ребята слукавили, до вершины было 2 500 метров, они не говорили мне, чтобы я не испугался заранее. И когда меня потащили, я и подумать не мог, что эта коляска без амортизаторов, без удобных ручек, за которые можно держаться, чтобы не падать. Я маневрировал, как мог, меня ремнями привязали, как сумели, я же шейник.
Но ребята из туристического клуба «Норбик» мне помогали всеми силами, Это профессионалы, настоящие специалисты горных дел. Крепкие, сильные, мужественные люди, подготовленные покорить вершину на сто процентов! И они были готовы меня затащить.
– Сколько человек было в команде?
– В команде было восемь крепких ребят, одна девушка и моя мама, всего десять человек. Шестеро из них меня тащили, среди них был видеооператор, который меня снимал.
Тайминг был четко просчитан, все было просчитано! И хотя я вешу не много, но на эту гору даже ногами подняться тяжело, а не то чтобы аккуратно тащить человека на коляске, чтобы не повредить его. На эту гору нельзя подняться никак, кроме как на этой горной коляске. Кто-то из колясочников говорил: «Да я на такую гору на своей коляске залезу!» Я, как человек опытный, отвечаю, что эту гору покорить нельзя иначе, кроме как на специальной коляске.

– Сколько времени заняло восхождение?
– Где-то часа два от точки сбора до вершины. Около часа мы находились на вершине. Я просил: «Давайте позагораем! Можно ли мне полюбоваться красотами, подышать свежим воздухом? Времени-то всего два часа дня!». Но там тоже был жесткий тайминг. От подножия мы шли с восьми утра.

– Дорога вниз легче или сложнее?
– Дорога вниз была еще сложнее, потому что трем ребятам пришлось держать меня за ремни, чтобы я не перевернулся, а двое поддерживали по сторонам, чтобы я не упал вбок. Коляска разгонялась, я кричал – стойте, подождите, тормозите! Там было много неровностей, ям, где коляска становилась под 40 градусов и норовила перевернуться. Для таких восхождений человек должен быть очень хорошо физически подготовлен, и особенно должны быть подготовлены те люди, которые тебя тащат.
– Что было самым приятным?
– Самое приятное было оказаться на вершине горы, и ребята меня там поставили на ноги, и мы там сфоткались. Стоять на вершине и понимать, что ты ее покорил, добрался сюда – это самое прекрасное!
– Если бы вам еще предложили, вы пошли бы в горы снова?
– Когда мы поднялись на вершину, там поднялась еще одна группа, мы с ребятами из той группы познакомились, пообщались, и они сказали, что если совершить пять восхождений, покорить пять гор Приморского края, то можно получить звание Снежного Барса. Наверное, у тебя, Артем, тоже есть такие мысли? Я сказал, что нет, о таком и не думал. Но когда мы были уже в подножия Туманной, то я решил, а почему бы и нет? И в итоге мы обсудили эту тему с ребятами из клуба «Норбик» и решили еще эту коляску усовершенствовать. Сделать амортизаторы, удобные кольца, ремни, чтобы восхождение стало более удобным.

–То есть вам понравилось, несмотря на все трудности?
– Мне это понравилось не только потому, что я смог выдержать такую нагрузку, но еще и потому, что моей маме удалось подняться! А ведь ей 71 год! Она обычно говорит, что у нее болит поясница, не ходят ноги. И тут, когда она поняла, что смогла залезть на эту гору, то и у нее, и у меня на глазах были слезы.
И спасибо огромное веселым, сильным, уверенным ребятам из туристического клуба «Норбик»! Эти мужественные люди тащили меня через огромные камни, через поваленные деревья, хотя я порой говорил им, что это невозможно. А они успокаивали меня – не переживай, мы тебя поднимем, поможем, все будет отлично!