Люди решимости: история женщины, которая меняет мир
В большинстве стран этот знак – человек, сидящий в инвалидной коляске – указывает на доступность объекта или услуги для людей с инвалидностью. В ОАЭ таких людей называют «людьми решимости» - people of determination. Термин был введен и закреплен законодательно в 2018 году как часть национальной стратегии расширения прав и возможностей жителей с особыми потребностями, и вот по какой причине:
«Инвалидность — это неспособность добиться прогресса и достижений. Достижения, достигнутые людьми решимости в различных сферах за последние годы, являются доказательством того, что решимость и сильная воля могут сделать невозможное и побудить людей противостоять вызовам и трудным обстоятельствам, достигая своих целей», - заявил шейх Мухаммед бен Рашид Аль Мактум, правитель эмирата Дубай, премьер-министр ОАЭ.
Историю такого «человека решимости», который своими поступками переворачивает все обыденные представления об инвалидности и показывает, что невозможное возможно, я и хочу рассказать. Это Светлана Нигматуллина, которая живет не в далеких Эмиратах, а гораздо ближе – в Калининградской области.

Светлана Нигматуллина придумала проложить удобную эко-тропу в заповедном Королевском бору и теперь все – и стар, и млад, на коляске, с палками для скандинавской ходьбы, на велосипедах и с маленькими детьми могут пройти по Куршской косе прямо на пляж, к Балтийскому морю.
Светлана третий год привозит в Калининград туристов с особыми потребностями со всей России и из других стран, исполняя заветные мечты об отдыхе, новых впечатлениях и приключениях.
Светлана разговаривает с местными предпринимателями, музеями, ресторанами, объясняя и показывая, что такое инклюзия, и превращая скептиков в партнеров по созданию доступной для всех среды.
Этим летом Светлана решилась организовать путешествие в Калининград для для самых хрупких и трепетных гостей – для ребят из московского хосписа «Дом с маяком», чтобы подарить детям и их родителям небольшую передышку, шанс вдохнуть полной грудью соленый морской бриз и забрать с собой счастливые воспоминания, наполненные солнцем, светом и улыбками.
В перерывах между проектами по инклюзивному туризму Светлана проводит тренинги для крупных российских компаний, помогая переводить социальные проблемы в социально-ориентированный бизнес. Консультирует. Путешествует. Придумывает новые маршруты, в твердой уверенности, что жизнь происходит сейчас, и никогда не нужно откладывать на завтра.
Но так было не всегда.
— Моя жизнь стала полноценной с того момента, как я начала сама путешествовать, - вспоминает Светлана Нигматуллина. – До того я тоже, как мне казалось, жила полной жизнью. И до того, как села в инвалидную коляску. Я родилась в Соколе, Вологодской области, затем родители переехали на север, в Воркуту – там мы с сестрой учились в школе, я пошла работать в налоговую инспекцию, в общем, это была обычная жизнь простого человека. Большие северные отпуска мы проводили у бабушек – в Вологде и Калининграде, ездили на море. Словом, все как у всех. Потом родители вышли на пенсию, и мы переехали в пригород Калининграда, в старый немецкий городок, очень небольшой, где соседи знают все друг о друге. Для меня это было необычно, даже пугающе, круг возможностей - работы, развлечений, общения резко сузился. Я уже привыкла жить самостоятельно – сразу после школы пошла работать, несмотря на болезнь, которая проявилась в детстве и прогрессировала в сторону ухудшения, пока я не оказалась в инвалидном кресле. В Калининграде пришлось начинать все заново, жить на пенсию по инвалидности меня совсем не устраивало, я все время искала для себя какие-то занятия.
Светлана попробовала себя в качестве организатора дискотек, но быстро поняла, что жизнь наоборот – днем спать, а ночью бодриться, не для нее. Потом соседка предложила ей на дому собирать украшения из обработанного янтаря, и несколько лет Светлана прилежно корпела за столом с разложенными деталями, иголками и лесками. Мастерить бусы для туристов было не сложно, но такая работа отнимала много сил, а оплата была копеечной. Был в жизни Светланы и букетный период – она научилась составлять красивые икебаны для интерьеров, которые даже продавались на выставках, но делать как многие в цветочном бизнесе – три цветка хорошие, а два не очень, у нее не получалось, а значит, не получалась и прибыль.
Потом у Светланы появился дома свой компьютер, это было еще в новинку, и в городе все сразу об этом узнали. Пришла знакомая, попросила помочь с рефератом – Светлана опешила, школа уже давно позади, но не отказала. Как результат – «отлично» у знакомой и вереница новых заказов на рефераты, курсовые, дипломы. Несколько лет Светлана увлеченно бралась за самые разные темы – история, русский язык, логистика, юриспруденция, написала полсотни дипломов, четыре диссертации. Помимо заработка, эта работа приносила еще и развитие. В промежутках между работами Светлана по учебникам выучила такой притягательный и певучий итальянский язык, мечтая когда-нибудь побывать на его родине.
— Любовь к итальянскому языку переросла в большое желание поехать в Италию, но, учитывая, что доступной среды не существовало никакой, а я уже была в инвалидной коляске и с трудом передвигалась по своему маленькому городу от дома к магазину, мечта казалась неосуществимой. Я была уверена, если мне трудно добраться до Калининграда, который всего в сорока километрах, то какая может быть Италия?
Но Вселенная услышала, и одна из школьных подруг, с которой Светлана общалась по Интернету, предложила ей поехать вместе – вдвоем не так страшно.
— Это было восемь лет назад, - вспоминает Светлана. – Вернувшись, я поняла – это оно, то, что я хочу, ради чего буду вставать по утрам и работать без выходных. Мне нужны эти эмоции, впечатления, встречи. Мне нужны путешествия.
Лед был сломан, рубикон перейден. Светлана стала путешествовать чаще, старалась выезжать каждый год, а в один момент подумала, что Калининград, где есть море, природа, памятники, достопримечательности, - уникальный регион, созданный для того, чтобы в нем развивался туризм.
И почему бы не создавать адаптированные маршруты, делать их доступными для людей с инвалидностью? В это время в Калининграде активно готовились к предстоящему ЧМ по футболу – город перестраивался, улучшали инфраструктуру. Светлану пригласили в БФУ им. Канта на курсы по туризму. Три месяца она ездила в областной центр четыре раза в неделю, график был весьма напряженным, занятия заканчивались поздно вечером и Светлане нужно было еще вернуться домой. В группе учились действующие экскурсоводы, которые хотели повысить квалификацию, были даже дикторы с радио и ТВ, осваивающие новую профессию, и Светлана – единственный человек на инвалидной коляске. Поначалу преподаватели смотрели недоуменно: зачем, что это даст? Профессия гида-экскурсовода – тяжелый труд, нужно быть в тонусе в любую погоду, много времени проводить на ногах, а про человека на коляске нельзя сказать, что у него хорошее здоровье. Но за время учебы Светлане удалось их переубедить, и даже составить вместе с одним из педагогов доступный и правильный туристический маршрут – не просто перечень адаптированных для людей с инвалидностью объектов, а связанный плавной линией рассказ.
Вооружившись новыми знаниями и дипломом, Светлана предложила новоиспеченным коллегам вместе проводить инклюзивные экскурсии.
— У нас получился маршрут, в котором я вела экскурсию для группы в автобусе, а на объектах туристов встречали экскурсоводы. У меня появлялся опыт проведения экскурсий, а остальные получали практику общения с разными людьми с инвалидностью и потихоньку перенимали особенности коммуникации. Таким образом мы провели 8 благотворительных экскурсий для жителей Калининграда и области, это были пенсионеры, студенты, мои знакомые на колясках. При этом участники платили за экскурсии, но все заработанные средства мы передавали в фонд помощи онкобольным. Об этом мы объявляли заранее и все хотели быть причастными к доброму делу.
Светлана вспоминает интересный случай: она с группой туристов на инвалидных колясках была около музея, и потихоньку к ним стали присоединяться обычные прохожие. Просто подходили и, увлеченные рассказом, шли с экскурсией. Получилась такая естественная инклюзия. Другие экскурсоводы, которые, поначалу волновались и не понимали, как себя вести с особыми туристами, постепенно освоились. Сейчас в Калининградской области есть несколько десятков экскурсоводов, которые умеют проводить адаптированные экскурсии. Они работают и в музеях, и на фрилансе, и понимают, что люди с инвалидностью – это просто туристы, которым нужно качественное обслуживание и доступная среда.
Таким же естественным образом к теме доступной среды стали подтягиваться музеи и другие туристические объекты: к ним приходят посетители на колясках, а у них нет пандуса, нет туалета, значит, нужно что-то менять.
— Нам не нужно было никого убеждать или вступать в споры за доступную среду, - говорит Светлана. – Люди видели своих клиентов и хотели сделать как лучше. Например, мы проводили экскурсию и заходили по пути в кафе, чтобы перекусить, попить чаю. Раз зашли в кафе – там нет пандуса, посетителям помогает официант. Второй раз пришли – снова официант в помощь, в третий раз – уже есть пандус, сами владельцы поставили.
Об инклюзивных экскурсиях стали писать в СМИ, со Светланой связалась коллега из Москвы, предложила организовать вебинар и рассказать о путешествиях без барьеров. На вебинар собралось более 50 человек из разных регионов, организаторы получили отзывы. Половина сказала, что легко путешествовать, когда есть деньги. Вторая половина спросила - а как, с чего начать?
— До Италии я тоже жила в четырех стенах и думала, что вокруг ничего не доступно, люди недружелюбные, одной страшно, и очень ошибалась. После вебинара мы решили сделать тур в Калининград для тех, кто хочет путешествовать, но сомневается, или считает, что для поездки нужны большие деньги.
У Светланы уже были опыт и связи, она составила программу. Затем собрали заявки, предупредили, что тур будет коммерческим – то есть участники будут платить за путешествие. Чтобы облегчить финансовую нагрузку для туристов с инвалидностью, объявили кампанию на краудфандинговой платформе и получили финансовую поддержку от Министерства по культуре и туризму Калининградской области.
— Это было сделано не с целью заработать, я на своем опыте знаю, что путешествия – это мощный мотиватор и стимул вставать, идти на работу, развиваться. Люди, которым в жизни дается все просто так, не ценят этого, и не воспринимают, пока не вложат свои силы и средства в достижение цели. Поэтому мы постарались сделать невысокую цену, собрать в помощь благотворительные средства. С одной стороны, мы упростили финансовое участие в туре, с другой показали участникам, что вокруг есть неравнодушные люди, и мира не надо страшиться.
Еще одной важной идеей, которая легла в основу тура и отразилась в названии, стало исполнение мечты. Для многих наших участников это было первое в жизни путешествие за пределы своего города, кто-то ни разу в жизни не видел моря. Поэтому наш тур мы назвали «Путешествия мечты», как символ исполнения самых заветных желаний.
В 2017 году в Калининград приехала первая инклюзивная группа участников проекта "Путешествия мечты". Гостям из разных городов России показали наиболее красивые места, связанные с Балтийским морем - дом-музей Германа Брахерта, Музей мирового океана, Музей Янтаря и даже отвезли в соседнюю Польшу, в Гданьск. Самым ярким событием для туристов стала прогулка на яхтах, а по вечерам они могли встречать закаты на берегу моря в курортном Светлогорске.
Так начался проект «Путешествия мечты», и он продолжается. В 2018 году главной темой тура был футбол, в мае 2019-го для гостей, в дополнение к экскурсионной программе, приготовили сплавы на байдарках и сладкий мастер-класс на шоколадной фабрике. Те, кто приехал в Калининград в августе 2019-го, смог посетить одно из главных событий летнего сезона - «Калининград Сити Джаз».
А для участников путешествия в июле Светлана Нигматуллина приготовила самый необычный сюрприз – шанс протестировать экотропу «Королевский бор» в Национальном парке «Куршская коса».
«Королевский бор» — это универсальный эко-маршрут, созданный на территории национального заповедника, занесенного в список наследия ЮНЕСКО. Тропа, протяженностью 900 метров из экологически чистых материалов, большие беседки и смотровая площадка с пандусом, которая выходит прямо к морю.
— По воле случая я оказалась в числе участников конференции, на котором познакомилась с представителем немецкого фонда, занимающегося проблемами Балтийского моря – загрязнением, сохранением ресурсов, и в том числе обеспечением равного доступа людей с инвалидностью к природе. Поскольку мы занимаемся инклюзивным туризмом на Балтике, меня этот вопрос заинтересовал, я поняла, что заповедники не доступны для посещения маломобильными туристами, и что люди с инвалидностью не включены в процесс защиты окружающей среды. Мы разработали проект – хотели попробовать адаптировать участок особо охраняемой природной зоны, но не просто поставить пандусы, а вовлекать людей с инвалидностью в эко-просвещение, проводить занятия на природе для детей с разными способностями. Мы хотели, чтобы наш уникальный национальный парк посещали туристы с инвалидностью.
Концептуально это должна была быть доступная среда для людей, но не в ущерб природе и животным заповедника. Настилы, по которым смогут проехать посетители на колясках и родители с детьми, пройти пожилые люди, увлекающиеся скандинавской ходьбой, но при этом нужно было оберегать корневую систему деревьев и растений.
— Я получила одобрение проекта в фонде и встретилась с руководством национального парка, представила им эту идею. Я ведь сама не была ни в Танцующем лесу, ни на дюнах, я понимала, что в парке нет инфраструктуры для колясок, смотровых площадок, туалета. В парке меня поддержали, и мы начали вместе создавать такие условия, работали целый год.
Помимо инфраструктурных объектов – настила, пандусов, красиво оформленных беседок, эко-туалета, скамеек, которые удобны всем отдыхающим, для маршрута «Королевский бор» разработали информационные стенды, где двумя шрифтами – обычным и шрифтом Брайля, рассказывается об обитателях парка.
Придумали арт-объекты – фигуры животных из веток, которые так нравятся детям. На следующем этапе проект получил поддержку Фонда президентских грантов и средства на строительство смотровой площадки на авандюне, чтобы посетители могли спуститься по пандусу прямо к морю и загорать.
— На пляже у нас нет дорожек к воде, потому что погода очень ветренная и непостоянная, все смывает в море, но мы думаем над этим, - говорит Светлана. - Еще у нас есть интерактивные площадки для детей – например, старое дупло, куда может залезть ребенок, стенд с разными породами деревьев и своего рода ксилофон – можно постучать и послушать, как звучат деревья.
Эко-тропа стала любимым местом для прогулок жителей и туристов, в беседках проводят инклюзивные обучающие занятия для детей, в том числе для ребят с особенностями восприятия. Своим опытом по созданию доступной среды парк «Куршская коса» делится с другими заповедниками.
Маршрут «Королевский бор», расположенный на Куршской косе, отмечен многими наградами, в том числе получил гран-при в номинации «Лучший маршрут для людей с ограниченными возможностями здоровья» VI Всероссийской туристской премии «Маршрут года» 2019 и получил общественное признание в номинации медиа-проект года среди бизнес сообщества Калининградской области.
У решительной Светланы Нигматуллиной еще много планов, которые нужно воплощать в жизнь: построить туристическую деревню с адаптированными домиками на берегу моря, где будет удобно отдыхать всем. Изменить восприятие доступного туризма – предприниматели должны осознать, что инклюзия – это не социальная нагрузка, а клиентоориентированный бизнес. В 2020 году встретить в Калининграде новых участников проекта «Путешествия мечты» и вернуть своих гостей домой счастливыми и окрыленными.
А еще в следующем году Светлана запускает новый проект, в котором поделится своей сбывшейся мечтой об Италии. В этом проекте будут прогулки по Риму и вкуснейшие блюда местной кухни, отдых у моря и изучение итальянского языка. Хотите узнать, как это будет?
Продолжение следует…
Принять участие в Путешествии мечты можете и вы - скорее бронируйте ваше место.
Фото Светланы Нигматуллиной