Ерхов Иван: незрячий блогер на пути к вершине Эльбруса

На фото: Иван Ерхов в спортивных шортах, футболке с длинными рукавами, в кроссовках и красной кепке, с рюкзаком за плечами, стоит на дне каменистого ущелья, поросшего зеленой травой, и смотри вправо, на склоны гор. Над ним - яркое синее небо с белыми облаками. Впереди виднеются горы со снежными шапками.

- Привет, Иван. Буквально 2 месяца назад мы брали у тебя интервью, в котором ты поделился своими планами покорить вершину Эльбруса. Скажу честно, мы очень ждали твоего возвращения, чтобы узнать у тебя, как это, оказаться незрячему в горах.

- Да, Максим, несколько недель назад я вернулся, и готов поделиться с Globe4all своими впечатлениями, своей историей.

- Ну что же, тогда начнем. Расскажи, как проходили те несколько дней, которые предшествовали началу восхождения.

- Эти дни я провел в тренировках, сборах, подготовке. Даже не было особо времени, чтобы прислушаться к своим волнениям, переживаниям. Конечно, в день отправления эти эмоции нахлынули и сопровождали меня на протяжении всего пути. Отпустило только уже тогда, когда мы оказались на месте.

Пока мы ехали, ребята описывали мне пейзажи. Судя по тому, что они рассказывали, там очень-очень красиво: термальные источники, природа, там и тут свободно гуляющие коровы, но я понимаю, что это лишь малая часть той красоты, которую можно передать словами. Я думаю, что увидев фотографии, вы согласитесь со мной.

Когда я вышел из машины, я вдохнул чистейший воздух. На самом деле даже сложно это назвать дыханием. Воздух тяжелый, вязкий, ты какбуд-то его глотаешь. Вокруг стояла тишина, только лишь пение птиц. Мне даже не передать те эмоции, те ощущения, которые я почувствовал.

На фото: Иван Ерхов в спортивной одежде с рюкзакос за плечами стоит на каменистой тропинке, разделяющей поросшие зеленью склоны горы. Одной рукой Иван показывает на что-то на склоне. Впереди отчетливо видны остроугольные  вершины  гор

Остановились мы в отеле на поляне «Азау», что располагается на высоте 2500 метров над уровнем моря. Номер мне достался на четвертом этаже. Пока я поднимался с огромными чемоданами, я в полной мере ощутил непривычную для организма среду. У меня появилась отдышка, участился пульс, но как оказалось, это еще не все, что приготовил для нас Эльбрус.

Первые несколько дней мы базировались в этом отеле. Перед тем, как отправиться на вершину, нужно пройти акклиматизацию. Мы много гуляли, выходили в тренировочные походы.

В один из дней мы отправились в ущелье «Терскол», в котором находится одноименный водопад. Его еще называют «Мужские слезы». Сначала мы думали, что дорога будет легкой, но как оказалось, ничего подобного. Тут и там различной величины камни, постоянные спуски, подъемы, конечно, все это не было положительным для моих ног. В конце дня я обнаружил, что подсбил их, да и связки немного потянул. Навстречу нам попалась девушка, которая не смогла дойти до водопада, так как не рискнула  идти по мостикам. Туда мы дошли бодряком, попили травяного чая. Обратный путь осложнился тем, что пошел сильный дождь. Камни стали мокрыми, идти было гораздо труднее. Пока дошли до отеля, сухого на нас абсолютно ничего не осталось. Вот так сильно лило. Да ладно бы просто дождь, в горах он постоянно сопровождается неслабым ветром.

На фото: Иван Ерхов сидит на скамье из бревен с надписью "Ущелье "Терескол".  Иван отдыхает, поставив рюкзак на землю, и пьет воду из стаканчика. Рядом с ним на скамье большой оранжевый термос.  Позади Ивана - горы, поросшие зеленой травой и деревьями. Совсем близко к нему растет иван-чай.

В другой день мы отправились на Чегет. В этот раз я в полной мере ощутил на себе стремительную переменчивость погоды в горах. Пока мы добирались, солнце сменилось дождем, дождь градом, а потом снова выглянуло солнце. К слову сказать, град там не шуточный, стучит так, что чуть ли с ног не валит. В конечной точке мы заглянули в кафе, где отведали местных блюд. К сожалению, у нас не оставалось времени насладиться моментом, так как в 16 часов уже начинает все закрываться, в том числе и подъемник. В отеле мы оказались опять насквозь мокрые. Плохо еще было то, что хоть и была вода, горячей ее точно не назовешь, поэтому согреться было непросто.

На следующий день мы отправились к водопаду «Ирикчат». Шли в связке. Идти по горной местности очень трудно. Под ногами постоянные неровности, камни. Из-за того, что ты не видишь, куда ставишь ноги, приходится тратить больше времени и усилий на подъем. Добравшись до места, мы устроили пикник. На горелке сварили макароны с тушенкой, а потом попили чай с чабрецом. Некоторые люди из нашей экспедиции даже искупались в этом водопаде, но я не стал, так как из Москвы уже приехал простуженным, да и постоянная смена солнца, дождя и ветра не способствовало выздоровлению. На обратном пути мы продемонстрировали скоростной спуск вслепую.

Под моими ногами то и дело возникали песок, камни, но я ни разу не запнулся, умудрялся на бегу их перепрыгивать, и мы с моим тренером Антоном Суздалевым даже обогнали основную часть нашей группы!

На фото: Иван Ерхов сидит на камне возле большого и высокого водопада. Белые потоки воды обрушиваются вниз с вершины горы

Вечером все же простуда меня накрыла окончательно. Поднялась температура, а с ней пришли и мрачные мысли. Конечно, я очень переживал за успех нашей экспедиции, за людей, которые в меня верят, надеются на благополучное воплощение моей мечты. Спасибо родным, близким, друзьям за поддержку. Она мне очень помогла не унывать. В конце концов регулярные шутки про Covid поселили в меня некоторое сомнение, я даже стал регулярно проверять свое обоняние. Все это длилось 2 дня. Пока я отлеживался, ребята продолжали проводить тренировочные выходы. Слава богу, простуда отступила достаточно быстро, и я начал прогуливаться.

Ну вот спустя десять дней акклиматизации, пришло время начинать восхождение к вершине. Первая высота, куда мы отправились – 4100 метров. На ней располагается приют «Мария». Тут и состоялась наша первая высокогорная ночевка. Ночевать там дело непростое. Практически никаких условий, вагончики на камнях, внутри земля, туалет над пропастью. В общем атмосфера так себе.

До приюта шли тяжело. К камням и различным неровностям добавился вязкий, топкий снег. По всему этому нам приходилось преодолевать крутые подъемы. Это было уже по-настоящему трудно.

Переночевав в приюте, мы отправились в первый тренировочный подъем к началу Пастуховых скал. Это высота 4600 метров. Добравшись до них, мы отправились назад. Легли поздно, рано встали, спал плохо, болела голова. Нужно было отдохнуть и адаптироваться к такой высоте.

На следующий день мы поднялись на высоту 4800. Погода очень серьезно испортилась. Ветер очень усилился, поднял снег, видимость упала почти до ноля. Поняв, что нас ждет, мы  начали спускаться на высоту 3900 метров, чтобы на подъемнике спуститься в поляну «Азау». Ветер дул буквально отовсюду. Куда бы ты не отворачивал лицо, постоянно в него летел снег.

В отеле мы толком не отдохнули. Провели всего одну ночь, так как по прогнозу на вершине должно было возникнуть погодное окно, когда стихия немного стихает. Рано утром мы отправились на подъемник, чтобы оказаться на высоте 3900 метров. Оттуда мы снова дошли до приюта «Мария».

В нем мы встретили парня, который полтора года назад не дошел до вершины буквально 30 метров. На высоте 5600 (высота Эльбруса 5642) он потерял сознание, еле выжил. Слава богу, что его заметили альпинисты, и спустили вниз. В итоге Игорь лишился двух пальцев, но он вернулся, чтобы снова попробовать покорить Эльбрус. В общем на нашем пути встречалось очень много людей, которые рассказывали самые невероятные истории. Я их услышал настолько много, что хватит на отдельную большую публикацию. Кто-то приезжает за красивыми фотографиями, кто-то для преодоления своих возможностей, а кто-то для тренировок, но далеко не всех и не всегда Эльбрус пускает.

Мне пришла в голову мысль, что горы стоят долго, можно сказать вечность, а мы лишь песчинки, и нужно уметь отступить. Я даже не подозревал, что придется эту мимолетную мысль, однажды вспомнить. Как-будто мне прошептал ее Эльбрус.

Мы напоминаем, что вы можете поддержать Ивана на planeta.ru,
И помочь ему собрать средства для съемки фильма «Вслепую на Эльбрус».

Времени сбора осталось мало!
Иван будет очень признателен за помощь, а взамен мы получим кино, которого еще никогда не было. Кино, в котором сценарист и режиссер – незрячий парень!

Продолжение истории этого невероятного восхождения читайте в следующей публикации.