Страсбургский пирог и Эльзасская винная дорога

На фото: город Страсбург, вид на реку Иль с моста, по обеим сторонам реки на набережной стоят средневековые домики с коричневыми ставнями и черепичными крышами

Помните у Пушкина: «И Страсбурга пирог нетленный, Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым»? Что же такое этот знаменитый страсбургский пирог? А Эльзасская винная дорога? И что интересного путешественник на коляске может найти в самой столице Эльзаса – древнем Страсбурге? Об этом я расспросила Ольгу Левенец, которая побывала в этом городе и поделилась со мной историей своего путешествия.

«В моей жизни произошла совершенно потрясающая история. Один из знакомых решил организовывать поездки для людей на колясках и приобрел микроавтобус с подъемником. И вот однажды он пригласил меня с мамой и еще одного молодого человека на коляске с его мамой в чудесное путешествие по Европе. Ну разве можно было отказываться от такого сказочного предложения? Разумеется, мы поехали. Среди прочих европейских городов на нашем пути был и старинный Страсбург.

На фото: город Страсбург, река Иль, крепость с башнями  мостами на реке, панорама

Страсбург переводится с немецкого языка как «крепость у дороги», а с французского – «город на перекрестке». Стоит он в низине и имеет равнинный ландшафт. Страсбург является столицей самого маленького региона Франции – Эльзаса. И говорят там на двух языках, немецком и французском. Крайне удачно в этой провинции сочетается немецкий характер, французская изысканность и еврейская расчетливость.

Поселились мы в отеле «Ибис» в номерах, приспособленных для проживания гостей на колясках. И отправились гулять по Страсбургу. Я всегда думала, что Страсбург будет одним из крупных, заполоненных туристами городов. И была приятно удивлена, обнаружив, что это не такой уж и большой, а скорее уютный город, где не приходится пробираться на коляске сквозь толпы туристов.

На фото: Ольга Левенец в инвалидной коляске гуляет по улицам Страсбурга и рассматривает дома
Страсбург оказался очень уютным городком!

Нам удалось прогуляться на водном трамвае по реке Иль, на которой стоит город. Для колясок на водном трамвае установлен подъемник, и мы легко попали на борт. Есть даже аудиогид на русском языке. Иль - довольно неглубокая река, кое-где стоят шлюзы, и нам приходилось ждать, пока закроют ворота шлюза, русло наполнится водой, и трамвайчик сможет поплыть дальше. На берегах реки местные жители любят устраивать пикники. Они приходят семьями, парами, располагаются на траве и открывают свои корзинки с багетами, ветчиной и непременной бутылкой вина. От этого действа веет нежностью и спокойствием, и я сказала маме, что когда-нибудь мы сюда непременно вернемся и будем обедать так же, на берегу реки, наслаждаясь тишиной и вольным ветром.

На фото: Ольга Левенец на инвалидном кресле поднимается на подъемнике на водный трамвай для прогулки по реке
На  водном трамвайчике есть подъемник для инвалидных колясок

На фото: ОЛьга Левенец на прогулке по набережной
Страсбург - это город, куда очень хочется вернуться!

Мне очень хотелось найти знаменитый Европейский суд по правам человека, штаб-квартира которого находится в Страсбурге. Но мы немного заплутали и запутались с автобусами. В итоге сели совершенно на другой, который отвез нас на окраину города, где по обе стороны дороги расстилались цветущие поля. Здание суда мы так и не нашли.

Но зато на следующий день пошли гулять в район Маленькая Франция. Этот район находится внутри старинной крепости. В 16 веке здесь был госпиталь. И врачевали в нем французских солдат, возвращавшихся после итальянской компании через Эльзас домой (тогда Эльзас относился к Германии). Как раз в Эльзасе и заканчивался у солдат инкубационный период некой «французской болезни», как в то время игриво назывался сифилис.

А ныне район Маленькая Франция очень милый и романтичный. Там пахнет имбирными пряниками, которые пекут в маленьких лавочках. Из одной такой лавочки нам навстречу вышел старик хозяин. И было видно, что выпечкой он занимается сам, много лет подряд. Он услужливо предложил нам выбрать пряники, и когда увидел, что я на коляске и внутрь мне не попасть, готов был даже вынести их на улицу. Запах пряников и доброжелательность останутся в моей памяти своеобразной визитной карточкой Страсбурга.

На фото: Ольга Левенец в инвалидном кресле на фоне реки Иль и средневековых домиков в районе Маленькая Франция
Милый и романтичный - район Маленькая Франция просто создан для фотографий!

Тут у нас произошла смешная история. Мы немного заблудились и остановились в задумчивости, куда идти дальше. Наше замешательство увидела выглянувшая из окна женщина и после недолгого обмена фразами, из которых стало понятно, что мы не понимаем по-французски, а она не говорит ни по-английски, ни, разумеется, по-русски, она кликнула своего друга. И из дверей к нам вышел чернокожий высокий мужчина в плаще. Он был немногословен и велел следовать за ним. Честно говоря, мы немного струхнули. Идем с мамой по улице в незнакомом городе, я на электроколяске.

А мужчина быстро шагает впереди. Мама шепотом посоветовала мне на первом же перекрестке «ударить по газам» и бежать, пока нас не завели невесть куда. Но случилось чудо – нас не только никуда не «завели», а даже вывели к нужной остановке автобуса! Лишний раз я поразилась отзывчивости местных жителей. Они ведь бросили все свои дела, чтобы проводить незнакомых им туристов. Ну ведь приятно же!

Затем мы посетили кафедральный собор – Страсбургский Нотр-Дам с его знаменитыми астрономическими часами. Вход для посетителей на колясках сделан с северной стороны собора. Внутрь можно попасть довольно легко.  Каждые пятнадцать минут часы «оживают»: над Смертью в образе скелета проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия – четыре человеческих возраста. И каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон колоколов прогоняет Смерть. И лишь ночью Смерть отбивает каждый час.

На фото: город Страсбург, вечер, люди смотрят лазерное шоу на фасаде собора Нотр-Дам

Собор сделан из красного песчаника – он меняет свой оттенок в зависимости от времени суток и от погоды. А еще в нем проходят потрясающие органные концерты и лазерные шоу. На лазерном шоу, которое мы видели, на фасаде собора разворачивалась история города и строительства собора. Очень познавательно и стилистически выдержано!  Заходить в собор лучше всего с 11 до 12 часов, так как ближе к полудню можно наблюдать за переливами света в витражах 12-14 веков.

Есть интересная примета: если встать лицом к алтарю, то справа часть одного из окон не имеет витража. И в дни осеннего и весеннего равноденствия солнечный луч падает прямо на лицо статуи Христа на левой кафедре. Мистики говорят, что если луч не попадет на лик Иисуса, то год будет полон несчастьями. Например, луча не дождались перед началом Второй мировой войны. А еще на фасаде собора в одном из украшений спрятана фигурка маленькой спящей собачки. И кто найдет эту незаметную собачку и погладит, тому будут сопутствовать удача и добро.

На фото: скульптурная собачка на соборе
Собачка, которая сулит удачу

Возле здания старейшей в Европе страсбургской аптеки мы видели «бюшмессер», это колонна для измерения живота. Процедура измерения проходила для членов городского совета раз в год, в январе, после выборов. Отметив свою победу, они в конце дня должны были пройти между колонной и углом аптеки, чтобы посмотреть, не слишком ли они располнели. Позднее таким образом измерялось количество выпитого пива – можно ли выпить еще или уже достаточно. По-моему, это первый в Европе забавный «алкотестер».

На фото: женщина в платье позирует между стеной и колонной
«Бюшмессер» для членов городского совета:
еще можно праздновать, или уже достаточно?

Невозможно не сказать пару слов о еде. Прежде всего, в Страсбурге подают знаменитый фуа-гра (паштет из гусиной печени), ведь этот город – родина фуа-гра. Кстати, страсбургский пирог из «Евгения Онегина» – это фуа-гра, запеченное в тесте, чтобы не портилось. Его действительно привозили именно отсюда. Еще нам удалось попробовать фламкиш, это блюдо напоминает пиццу с беконом, творожным сыром и еще чем-то. А вот шукрут – тушеная квашеная капуста с колбасами и всякими ветчинами и беконами – мне совсем не понравился. Слишком кисло и жирно!

На фото: участницы поездки за столиком в уличном кафе, на столе стоят большие порции десерта с дыней и мороженого
В Страсбурге невозможно остаться голодным!

В Эльзасе производят превосходное белое вино. Местное вино «Гевюрцтраминер» мне показалось кисловатым. Еще известны знаменитые страсбургские рислинг и токай. Помните, как у Бутусова в песне: «Танцевать с тобой, пригласить тебя домой. У меня есть дома рислинг и токай…»?
Направляясь в ресторан, имейте в виду: в Страсбурге подают большие порции. Можно смело  брать одну порцию на двоих! Например, мы заказали всего лишь десерт из двух сортов дыни с мороженым. Но после него мы и обедать не пошли – были сыты до самого вечера!

Из Страсбурга на электричке мы направились в городок Кольмар. Электрички полностью доступны для колясок. Мы с удивлением узнали, что знаменитая статуя Свободы стоит и в окрестностях Страсбурга, при въезде в городок Кольмар.

На фото: Ольга Левенец в инвалидном кресле поднимается на подъемнике в вагон электрички при помощи двух сотрудников вокзала. На пути в Кольмар.
Электрички Эльзаса доступны...

На фото: Ольга Левенец с мамой в вагоне электрички
...и очень удобны для маломобильных путешественников.

Дальше наш путь лежал в деревеньку Рибовилле.

От Кольмара до Рибовилле ходят доступные для колясок автобусы. Правда, в автобус помещается только одна коляска, и нам со спутниками пришлось ехать на двух автобусах. Конечно, не обошлось без эксцессов. У первого водителя не оказалось пульта управления подъемником в автобусе. Мы стали ждать следующего. И хотя обычно автобус с подъемником ходит примерно раз в сорок минут, водитель связался по рации, и автобус для нас пришел намного быстрее, что приятно. Но при высадке подъемник просто-напросто сломался. И мы прождали еще некоторое время, пока водитель его починит. Но такие казусы случаются в любой стране, и они не могут нам испортить настроения.

На фото: адаптированный автобус для пассажиров на колясках по пути в Рибовилле
Автобусы тоже доступны для колясок

По сути, Рибовилле – самая настоящая деревенька на старой Эльзасской винной дороге, но местные жители гордо именуют такие поселения городками! Из городка в городок можно добираться на автобусе или на велосипедах. Но нам так понравилась Рибовилле, что мы решили не двигаться дальше, а насладиться тут видом виноградников на склонах, живых и искусственных аистов на домах, ярких душистых цветов и винных лавочек вдоль дороги.

На фото: Ольга Левенец позирует между скульптурной фигурой мужчины, сидящего на камне и играющего на флейте, и деревянной бочкой с вином
Рибовилле - это атмосферные улочки, цветы, аисты и вино

По обеим сторонам дороги стоят небольшие церквушки, как правило, они недоступны для коляски, но мы туда и не рвались. Природа вокруг, солнышко и само осознание того, что вот сейчас ты стоишь на старой Эльзасской винной дороге, среди виноградников, которые в свое время дадут ягоды для ароматного знаменитого на весь мир вина – все это наполняло нас ощущением полного, всеобъемлющего счастья.

Страсбург – это место, любовь к которому навсегда поселилась в моей душе. Это город, куда так сильно хочется вернуться, что я уверена, когда-нибудь это случится!»